59.Основные черты олигополистического рынка. Концентрация рынка в условиях олигополии и способы её измерения. Индекс Герфиндаля. Олигополия - это тип рынка несовершенной конкуренции, характеризующийся присутствием на рынке товара нескольких производителей. Таким образом, в олигополистической отрасли производителей больше, чем в условиях монополии, но значительно меньше, чем в условиях совершенной конкуренции. Из этого следует, что олигополист, в отличие от совершенного конкурента, обладает определенной властью над ценой, но его власть, по сравнению с монополистом, ограничена количеством производителей, поделивших рынок между собой. Можно выделить несколько характерных черт, присущих олигополии. Олигополия занимает срединное положение между совершенной конкуренцией и абсолютной монополией, значит, ей присущи некоторые черты и той, и другой модели. От совершенной конкуренции ей «досталось» наличие конкурентов, а от монополии — власть над ценой. Следовательно, можно сделать вывод, что фирма, изменяя цену на свой продукт или объем производства, должна принимать во внимание ответную реакцию других олигополистов. Таким образом, получаем еще две важных характеристики олигополии — взаимозависимость олигополистов и стратегическое взаимодействие. Кроме того, еще одной отличительной чертой является дифференциация (неоднородность) выпускаемой продукции (что не встречается ни при совершенной конкуренции, ни при монополии). Каким может быть число участников олигополистического рынка? Если рынок разделен между двумя производителями, то такой тип рынка называется дуополией. Дуополия - частный случай олигополии, который чаще встречается в теоретических моделях, чем в реальной жизни. Собственно же олигополия же насчитывает от трех участников и более. В экономике стран с развитым рынком преобладает именно олигополистический тип производства, что особенно характерно для обрабатывающей промышленности. Концентрация производства в различных отраслях не одинакова. Чем меньше производителей делят рынок между собой, тем выше степень монополистической власти в отрасли. Для прогнозирования монополистического поведения фирм в отрасли рассчитывается индекс Герфиндаля (Herfindall index). Данный индекс показывает степень концентрации рынка и вычисляется посредством суммирования квадратов рыночных долей каждой фирмы в отрасли: H = S12 + S22 + ... + Sn2, где Н- индекс Герфиндаля; S1 , S, , ... , Sn - доли фирм на рынке, которые суммируются в порядке убывания (на первом месте - самая крупная доля) и определяются в процентах как отношение объема поставок фирмы к объему всего рынка. В случае чистой монополии, когда отрасль состоит из одной фирмы (n = 1), индекс Герфиндаля будет равен 10000. В случае, приближающемся к совершенной конкуренции, когда в отрасли, например, 100 фирм, и доля каждой равна 1%, индекс Н= 100 Индекс Герфиндаля реагирует как на рыночную долю каждой фирмы, так и на количество фирм в отрасли. |
|
© meo2mgimo |