59.Основные черты олигополистического рынка. Концентрация рынка в условиях олигополии и способы её измерения. Индекс Герфиндаля.

Олигополия - это тип рынка несовершенной конкуренции, характери­зующийся присутствием на рынке товара нескольких производителей. Та­ким образом, в олигополистической отрасли производителей больше, чем в условиях монополии, но значительно меньше, чем в условиях совершен­ной конкуренции. Из этого следует, что олигополист, в отличие от совер­шенного конкурента, обладает определенной властью над ценой, но его власть, по сравнению с монополистом, ограничена количеством производи­телей, поделивших рынок между собой. Можно выделить несколько характерных черт, присущих олигополии. Олигополия занимает срединное положение между совершенной конкуренцией и абсолютной монополией, значит, ей присущи некоторые черты и той, и другой модели. От совершенной конкуренции ей «досталось» наличие конкурентов, а от монополии — власть над ценой. Следовательно, можно сделать вывод, что фирма, изменяя цену на свой продукт или объем производства, должна принимать во внимание ответную реакцию других олигополистов. Таким образом, получаем еще две важных характеристики олигополии — взаимозависимость олигополистов и стратегическое взаимодействие. Кроме того, еще одной отличительной чертой является дифференциация (неоднородность) выпускаемой продукции (что не встречается ни при совершенной конкуренции, ни при монополии).

Каким может быть число участников олигополистического рынка? Если рынок разделен между двумя производителями, то такой тип рынка назы­вается дуополией. Дуополия - частный случай олигополии, который чаще встречается в теоретических моделях, чем в реальной жизни. Собственно же олигополия же насчитывает от трех участников и более. В экономике стран с развитым рынком преобладает именно олигополистический тип производства, что особенно характерно для обрабатывающей промышлен­ности. Концентрация производства в раз­личных отраслях не одинакова. Чем меньше производителей делят рынок между собой, тем выше степень монополистической власти в отрасли.

Для прогнозирования монополистического поведения фирм в отрасли рассчитывается индекс Герфиндаля (Herfindall index). Данный индекс показывает степень концентрации рынка и вычисляется посредством сум­мирования квадратов рыночных долей каждой фирмы в отрасли: H = S12 + S22 + ... + Sn2, где Н- индекс Герфиндаля; S1 , S, , ... , Sn - доли фирм на рынке, кото­рые суммируются в порядке убывания (на первом месте - самая крупная доля) и определяются в процентах как отношение объема поставок фирмы к объему всего рынка. В случае чистой монополии, когда отрасль состоит из одной фирмы (n = 1), индекс Герфиндаля будет равен 10000. В случае, приближающемся к со­вершенной конкуренции, когда в отрасли, например, 100 фирм, и доля каж­дой равна 1%, индекс Н= 100 Индекс Герфиндаля реагирует как на рыночную долю каждой фирмы, так и на количество фирм в отрасли.

© meo2mgimo

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz