24. основные типы рыночных структур несовершенной конкуренции и их характеристика.
Несовершенная конкуренция – конкуренция, в которую вмешивается монополия. Это понятие появилось позже, чем другие термины, характеризующие экономические отношения (30-е гг. XX в.); это было связано с массовой монополизацией производства конца XIX в.
Тип рынка
|
Число фирм
|
Характер продукта
|
Контроль над ценой
|
Условия вхождения в отрасль
|
Чистая монополия
(газовые и электрич. комп.)
|
Одна
|
Однородная продукция, не имеющая субститутов
|
Полный
|
Высокие
|
Дуополия
|
Две
|
Однородная
|
Частичный
|
Высокие
|
Олигополия
(МТС,Билайн,Мегафон)
|
Несколько
|
Однородная или стандар-тизованная продукция
|
Частичный
|
Высокие
|
Монополистическая конкуренция с дифферен-циацией продукта
|
Много
|
Дифференцированный продукт
|
Слабый
|
Низкие
|
Входной барьер при вступлении на рынок – это условие, которое затрудняет вступление фирм-новичков в отрасль.
Основные виды входных барьеров:
- правительственные лицензии,
- собственность на невоспроизводимые и редкие ресурсы,
- авторские права и патенты,
- эффект масштаба (преимущества крупного производства, позволяющие снижать издержки при увеличении объема выпуска продукции),
- нелегальные методы борьбы.
|