25. Открытая, закрытая, естественная монополии. Барьеры при вступлении в отрасль. Индекс Лернера.
О.м. – фирма, не имеющая защиты от конкуренции в виде патентов, авторских прав или преимуществ естественной монополии.
З.м. – фирма, чья деятельность защищена патентом, обладает исключительным правом на продажу лицензий, что дает ей монопольные преимущества.
Е.м. -отрасль, в которой производство товаров или оказание услуг сосредотачивается в одной фирме в силу объективных (природных или технических) причин, причем это выгодно обществу. Естественные монополии могут быть двух видов:
В России доминирующие на рынке фирмы могут быть отнесены к одной из трех категорий:
Входной барьер при вступлении на рынок – это условие, которое затрудняет вступление фирм-новичков в отрасль. Основные виды входных барьеров:
Можно выделить несколько видов монополий: открытая, закрытая и естественная. Открытая (временная) монополия сохраняет лидирующее положение на рынке лишь временно. Закрытая монополия защищена от конкуренции правовыми актами (патентами, авторскими правами, лицензиями). Естественная монополия (на источники сырья, на коммунальное хозяйство и т.д.) характеризуется минимальными производственными издержками в долгосрочной перспективе, что обусловлено, прежде всего, экономией на масштабе производства; ее деятельность регулируются законодательством. Индекс Лернера L=(P-MC)/P Чем больше разрыв P и MC, тем больше степень монопольной власти. L находится в интервале 0-1. |
|
© meo2mgimo |