25. Открытая, закрытая, естественная монополии. Барьеры при вступлении в отрасль. Индекс Лернера.

 

  • Открытая монополия.

О.м. – фирма, не имеющая защиты от конкуренции в виде патентов, авторских прав или преимуществ естественной монополии.

 

  • Закрытая монополия.

З.м. – фирма, чья деятельность защищена патентом, обладает исключительным правом на продажу лицензий, что дает ей монопольные преимущества.

 

  • Естественная монополия.

Е.м. -отрасль, в которой производство товаров или оказание услуг сосредотачивается в одной фирме в силу объективных (природных или технических) причин, причем это выгодно обществу.   

Естественные монополии могут быть двух видов:

1.       Природные монополии.
·         Появление таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, установленных самой природой.
·         Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых.
·         В случае если она при этом приобретает земельный участок, где расположено месторождение, никто другой уже не сможет им воспользоваться.
·         Закон защищает права собственности, даже если они ведут к созданию монополии. Однако регулирующее вмешательство государства даже при этих условиях не исключено.
  1. 1.       Технико-экономические монополии.
  • Это условное название для монополий, возникновение которых обусловлено либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлениями эффекта масштаба.
  • Например, практически невозможно создание в городе двух сетей водоснабжения, подвода газа и электроэнергии в дома.
  • То есть технически это реально осуществить, но нерационально с технической и экономической точек зрения. 

 

В России доминирующие на рынке фирмы могут быть отнесены к одной из трех категорий: 

  • естественные монополии; 
  • разрешенные монополии; 
  • временные монополии.

Входной барьер при вступлении на рынок – это условие, которое затрудняет вступление фирм-новичков в отрасль.

 Основные виды входных барьеров:

  1. правительственные лицензии,
  2. собственность на невоспроизводимые и редкие ресурсы,
  3. авторские права и патенты,
  4. эффект масштаба (преимущества крупного производства, позволяющие снижать издержки при увеличении объема выпуска продукции),
  5. нелегальные методы борьбы.

 

Можно выделить несколько видов монополий: открытая, закрытая и естественная.

Открытая (временная) монополия сохраняет лидирующее положение на рынке лишь временно.

Закрытая монополия защищена от конкуренции правовыми актами (патентами, авторскими правами, лицензиями).

Естественная монополия (на источники сырья, на коммунальное хозяйство и т.д.) характеризуется минимальными производственными издержками в долгосрочной перспективе, что обусловлено, прежде всего, экономией на масштабе производства; ее деятельность регулируются законодательством.

Индекс Лернера  L=(P-MC)/P Чем больше разрыв P и MC, тем больше степень монопольной власти. L находится в интервале 0-1.

© meo2mgimo

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz