19. Основные черты рынка совершенной конкуренции. Рыночный(отраслевой) спрос и спрос на продукцию отдельной фирмы в условиях совершенной конкуренции. Валовой и предельный доход фирмы – совершенного конкурента.

 

  • Основные черты рынка совершенной конкуренции.

Рынок совершенной конкуренции – свободный рынок. Его признаки:

-          неограниченное число участников рынка, свободный доступ и выход с рынка.

-          мобильность всех экономических ресурсов (материальных, трудовых, финансовых и др.).

-          полная экономическая информация о рынке у производителя и потребителя.

-          однородность одноименных продуктов.

-          стоимость отвергнутых возможностей.

 

  • Рыночный (отраслевой) спрос и спрос на продукцию отдельной фирмы в условиях совершенной конкуренции.      

 

Конкретный  уровень цены товара  складывается в результате взаимодействия спроса и предложения в отрасли.

  1. Кривая рыночного спроса получается в результате горизонтального суммирования кривых индивидуального спроса.
  2. Кривая же индивидуального спроса показывают, какое количество товара намерен купить потребитель при различных ценах на данный товар и при неизменных прочих условиях.
  3. Поскольку, исходя из характеристик совершенной конкуренции, доля каждой фирмы на рынке весьма мала, рыночная цена не зависит от объема продукта, продаваемого отдельной фирмой. Это значит, что линия спроса на продукцию данной фирмы также является прямой при данной цене ( Р) и представляет собой горизонтальную линию.
  4. То есть спрос на продукцию конкурентной фирмы абсолютно эластичен: сколь угодно малое повышение цены вызывает сокращение рыночного объема спроса до нуля, а при любом снижении превысит производственные возможности фирмы.

 

Тогда в простейшем виде равновесие фирмы на конкурентном рынке графически можно представить следующим образом: 

                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Так будут выглядеть графики спроса, предельного и совокупного дохода в условиях совершенной конкуренции.
  2. Но на таком графике совершенно не учитываются  издержки фирмы производителя.
  3. А теорию издержек рассматривается с позиций краткосрочного и долгосрочного периодов.
    1. a.      Значит, и равновесие фирмы - совершенного конкурента мы можем изучить в кратко- и долгосрочном периодах. 
    2. b.      Ключевым для теории издержек является разделение на постоянные и переменные издержки, а значит, анализ деятельности фирмы в краткосрочном периоде (когда есть постоянные затраты) и в долгосрочном (когда все затраты производителя переменные) 

 

 

Предельный доход – дополнительный доход от продажи дополнительной единицы товара.

Предельный (дополнительный) доход(MR) – это добавочный доход к валовому доходу фирмы, полученный от производства и продажи одной  дополнительной единицы товара. Он дает возможность судить об эффективности производства, т.к. показывает изменение дохода в результате увеличения выпуска и реализации продукции на дополнительную единицу.

 

  1. Предельный  доход (MR) позволяет оценить возможность  окупаемости каждой дополнительной единицы выпускаемой продукции.
  2. В сочетании с показателем предельных издержек он служит стоимостным ориентиром возможности и целесообразности расширения объема производства данной фирмы.

 

MR =TRn – TRn-1  (Величина предельного дохода представляет собой разность между валовой выручкой от продажи n и n-1 единиц продукции.)

 

  1. В условиях совершенной конкуренции фирма  продает дополнительные единицы  продукции по постоянной цене, так  как любой продавец не может повлиять на установившуюся рыночную цену.
  2. Поэтому предельный доход равен цене товара, а его кривая совпадает с кривой совершенно эластичного спроса и среднего дохода:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(равновесие фирмы на р.с.к.)

 

Валовой доход – (общий доход)это совокупная денежная сумма, полученная от продажи  определенного количества товара. Он определяется умножением цены товара на его количество:

 TR=Q x P

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. В условиях чистой (совершенной) конкуренции фирма продает продукцию по постоянной цене. Следовательно, ее доход будет находиться в прямой пропорциональной зависимости от количества проданной продукции.
  2. Поэтому кривая общего дохода (TR) имеет вид прямой восходящей линии
  3. Общий доход (TR) растет по мере увеличения количества продаваемой продукции.
  4. Любая проданная единица товара увелич  общий доход на величину, равную цена продажи

Есть рисунки

© meo2mgimo

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz