14. Кардиналистская концепция полезности. Первый и второй закон Госсена.
Ситуация потребителя:
Потребитель – это разумный человек, рационально расходующий свой доход для максимального удовлетворения потребностей;
- каждый потребитель имеет свои предпочтения в потреблении;
- доход потребителя – это его бюджет на данный момент;
- количество покупаемых товаров и услуг определяют цены на них.
- Покупатель приобретает товар ради его потребительной ценности (полезности).
Закономерности процесса потребления определяются благодаря двум основным правилам:
- большая часть потребностей человека рано или поздно насыщается;
- переход от неполного удовлетворения потребности к полному удовлетворению происходит через многочисленные ступени.
Потребность убывает по мере ее удовлетворения, а полезность блага – по мере роста количества этого блага. Для более точного описания процесса убывания полезности используется понятие предельной полезности (MU=f(Q)), лежащее в основе закона убывающей предельной полезности:
- Первый закон Госсена :по мере увеличения количества потребляемого товара его предельная полезность имеет тенденцию к сокращению.
- Вместе с тем, у человека существует множество потребностей, которые характеризуются различной степенью интенсивности. При удовлетворении потребностей человек начинает с самой неотложной, а затем переходит к менее важным (в конце концов, предельные полезности употребляемых благ станут одинаковыми).
|
- Второй закон Госсена: при максимизации общей полезности предельная полезность всех потребляемых благ должна быть одной и той же.
- Потребитель тратит на блага разные суммы денег, т.к. у каждого товара своя рыночная цена. Соотношение предельной полезности блага и его стоимости называется взвешенной предельной полезностью; на ее основе формулируется условие равновесия потребителя:
|
Сторонники теории предельной полезности разделились на два направления (по взглядам на проблему количественного измерения предельной полезности): кардиналистов (австрийская школа) и ординалистов (итальянская школа).
- Кардиналисты: (У.Джевонс, А.Маршалл, Д.Робертсон) были заняты поисками измерителей абсолютных величин, однако они не увенчались успехом;
кардиналисты использовали в основном денежные оценки полезности.
- Ординалисты же (В.Парето, Дж.Хикс) высказывали идею относительного подхода, инструментом которого явились т.н. кривые безразличия.
Есть рисунок