6. Понятие рынка и условия его возникновения. Субъект рынка. Трансакционные издержки и границы рынка.
Рынок – 1) институт, который сводит покупателей и продавцов;
2) совокупность отношений в сфере производства и обмена, которая обеспечивает
решение экономических проблем в обществе.
ð Для возникновения рынка необходимы общественное разделение труда (специализация) и экономическая обособленность производителя.
ð Для существования рынка необходимы частная собственность, экономические свободы и правила, регулирующие экономические отношения.
|
В XVIII в. свои труды о понятии рынка опубликовал английский экономист Адам Смит. Он впервые выдвинул идею «невидимой руки», стимулирующей рыночные отношения; утверждал, что в рыночных условиях каждый человек выступает из своих собственных интересов; считал, что для потребления товаров и услуг других людей необходимо самому производить какой-либо товар или услугу .Ключевая задача рыночной экономики – получение прибыли, покрывающей затраты.
- домохозяйство (сфера потребления)
- бизнес (сфера производства, главная цель которой – получение прибыли)
- государство (бюджетная сфера)
Þ Отношения между субъектами рынка регулируют цена, соотношение спрос/предложение и конкуренция.
Þ Существует 2 способа организации хозяйства:
- спонтанный/стихийный порядок (когда информация, необходимая производителям и
потребителям, передается путем ценовых сигналов)
- иерархия (командно-административная система, когда система приказов и поручений идет от некоего Центра к непосредственному производителю; она основана не на ценовых сигналах, а на власти)
(термин впервые введен Рональдом Коузом * - «Природа фирмы»1937)
Тр.и. -затраты взаимодействия субъектовэкономики.
Этот вид издержек включает любые необходимые затраты ресурсов, которые ненаправлены
непосредственно на производство экономических благ, но обеспечиваютуспешную реализацию
данного процесса.
|
Виды тр.и.:
- Издержки поиска информации.
затраты на поиск контрагентов хозяйственных сделок и поиск наиб. Выгодных условий купли-продаж.
(перед заключением сделки экономический субъект собирает информацию о контрагенте)
|
- Издержки заключения хоз-ого договора (контракта).
для того,чтобы заключить согласие м. контрагентами, требуются затраты времени и денег.
|
- Издержки измерения.
блага обладают различными св-ми,приносящие полезность своим обладателям.
|
- Издержки спецификации и защиты прав собственности.
спецификация и защита прав собственности связана с издержками на установление объекта и субъекта собственности,функционированием судебной системы,органов правопорядка и т.п.
|
5.Издержки оппортунистического поведения.
выявление и наказание нарушителя договора связано с издержками.
Требуются затраты,чтобы контрагенты защитили себя от оппортунистического поведения.
|