6. Понятие рынка и условия его возникновения. Субъект рынка. Трансакционные издержки и границы рынка.

 

  • Понятие рынка.

Рынок – 1) институт, который сводит покупателей и продавцов;

                 2) совокупность отношений в сфере производства и обмена, которая обеспечивает 

                     решение экономических проблем в обществе.

ð  Для возникновения рынка необходимы общественное разделение труда (специализация) и экономическая обособленность производителя.

ð  Для существования рынка необходимы частная собственность, экономические свободы и правила, регулирующие экономические отношения.

В XVIII в. свои труды о понятии рынка опубликовал английский экономист Адам Смит. Он впервые выдвинул идею «невидимой руки», стимулирующей рыночные отношения; утверждал, что в рыночных условиях каждый человек выступает из своих собственных интересов; считал, что для потребления товаров и услуг других людей необходимо самому производить какой-либо товар или услугу .Ключевая задача рыночной экономики – получение прибыли, покрывающей затраты.

 

  • Субъекты рынка:

-          домохозяйство (сфера потребления)

-          бизнес (сфера производства, главная цель которой – получение прибыли)

-          государство (бюджетная сфера)

 

Þ     Отношения между субъектами рынка регулируют цена, соотношение спрос/предложение и конкуренция.

Þ     Существует 2 способа организации хозяйства:

-          спонтанный/стихийный порядок (когда информация, необходимая производителям и

потребителям, передается путем ценовых сигналов)

-        иерархия (командно-административная система, когда система приказов и поручений идет от некоего Центра к непосредственному производителю; она основана не на ценовых сигналах, а на власти)

  • Трансакционные издержки.

(термин впервые введен Рональдом Коузом * - «Природа фирмы»1937)

Тр.и.атраты взаимодействия субъектовэкономики.

Этот вид издержек включает любые необходимые затраты ресурсов, которые ненаправлены

непосредственно на производство экономических благ, но обеспечиваютуспешную реализацию

данного процесса.

Виды тр.и.:

  1. Издержки поиска информации.

затраты на поиск контрагентов хозяйственных сделок и поиск наиб. Выгодных условий купли-продаж.

(перед заключением сделки экономический субъект собирает информацию о контрагенте)

  1. Издержки заключения хоз-ого договора (контракта).

для того,чтобы заключить согласие м. контрагентами, требуются затраты времени и денег.

  1. Издержки измерения.

блага обладают различными св-ми,приносящие полезность своим обладателям.

  1. Издержки спецификации и защиты прав собственности.

спецификация и защита прав собственности связана с издержками на установление объекта и субъекта собственности,функционированием судебной системы,органов правопорядка и т.п.

5.Издержки оппортунистического поведения.

выявление и наказание нарушителя договора связано с  издержками.

Требуются затраты,чтобы контрагенты защитили себя от оппортунистического поведения.

 

© meo2mgimo

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz