31. Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта. 

М.к. с д.п. -вид рынка несовершенной конкуренции, характеризующийся множественностью конкурентов (но все же их меньше, чем при совершенной конкуренции).

 

Сущность :

  1. Наличие большого числа конкурентов в отрасли не дает возможность использования эффекта масштаба и взаимозависимого поведения фирм в отрасли.
  2. => снижает барьеры вступления в отрасль и усиливает конкуренцию, существенно ослабляя монополистическую власть над ценой.

 

  •  В данной модели монополизм, ограниченный большим количеством конкурентов, основан на дифференциации продукта.

Дифференцированные продукты – это неоднородные продукты, т.е. одинаковые по сути, но несколько отличающиеся по внешнему виду (вкусу, цвету, форме, упаковке), консистенции, качеству и т.д.

  • Посредством дифференциации продукта фирма уменьшает эластичность спроса по цене; она является монополистом в пределах дифференциации своего продукта, но конкурентом в рамках всей отрасли.
  • Графики кривых средних и предельных издержек (AC и MC) монополистического конкурента идентичны графикам обычной монополии :

                                                        Однако узкие возможности монополистического поведения

                                                             ограничивают получение фирмой сверхприбыли краткосрочным

                                                                периодом:

 

  •  

 

 

 

  •                                                       В долгосрочном периоде для монополистического конкурента
  •                                                       характерно отсутствие сверхприбыли и рост АС:

 

 

 

 Один из факторов, затрудняющих получение сверхприбыли, - невысокие барьеры вступления в отрасль; молодые фирмы создают своей сегмент рынка, сокращая доли других его участников.

   Монополистическая конкуренция предполагает получение сверхприбыли посредством ценовой конкуренции (за счет сокращения цены и расширения рынка), однако эластичность спроса по цене у монополистического конкурента невысока и получаемая в результате расширения объема производства сверхприбыль небольшая. Также возможность получения сверхприбыли связана с сокращением предельных издержек (т.е. усовершенствования или внедрения новых технологий), что крайне дорого и рискованно. Поэтому фирмы в конкурентной борьбе перемещаются в область неценовой конкуренции (посредством рекламы, послепродажного обслуживания, маркетинговых исследований и т.д.). При неценовой конкуренции реклама формирует и расширяет спрос, снижает ценовую эластичность спроса, помогая фирме усилить власть над ценой.

2 рисунка

© meo2mgimo

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz