27. Ценовая дискриминация первой, второй и третьей степени.

 

Ценовая дискриминация («разделение») – продажа одного и того же товара разным потребителям или группам потребителей по разным ценам, причем различия в ценах не обусловлены различиями в издержках производства.

Смысл проведения политики ценовой дискриминации состоит в стремлении монополиста присвоить себе излишек потребителя и тем самым максимизировать свою прибыль. Ценовая дискриминация подразделяется на три вида: первой, второй и третьей степени.

 

  1. При ценовой дискриминации первой степени (совершенной ценовой дискриминации) монополист продает единицу товара по его резервированной цене, т.е. той максимальной цене, которую потребитель согласен заплатить за данную единицу товара .
  2. При совершенной ценовой дискриминации кривая предельного дохода (MR) совпадает с кривой спроса (D), следовательно предельный доход от продажи дополнительной единицы продукции равен ее цене. Такая ценовая политика весьма редко встречается на практике;
  3. совершенная ценовая дискриминация – это идеал монополиста

 

Ценовая дискриминация второй степени – это ценовая политика, суть которой заклю-чается  установлении различных цен в зависимости от количества покупаемой продукции; при покупке большего количества товаров цена на них понижается.

Ценовая дискриминация третей степени – это ситуация, когда монополист продает товары разным группам покупателей с различной эластичностью спроса по цене; происходит сегментация рынка (разделение покупателей на группы в зависимости от их покупательной способности). На «дорогом» рынке спрос неэластичен, что позволяет монополии увеличить выручку за счет повышения цены, а на «дешевом» - высокоэластичен, что дает возможность увеличить общую выручку за счет продажи большего количества продукции по более низкой цене Главная задача – надежно отделить один рынок от другого. 

 3 рисунка

 

 

© meo2mgimo

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz