55.Паутинообразная модель рынка. Проблема устойчивости равновесия.

Классическая теория основывается на предположении о стабильности равновесия, т.е. о способности рынка самостоятельно вернуться в поло­жение равновесия в случае отклонения от него. Всегда ли это так? В дан­ном вопросе нам поможет разобраться паутинообразная модель рынка.

Паутинообразная модель считается динамической и показывает взаимо­действие спроса и предложения при переходе от одного временного пе­риода к другому. Предложение с опозданием реагирует на изменение цены спроса, что вызывает ценовые колебания.

-затухающие, усиливающиеся, раномерные

В зависимости от чувствительности (наклона кривых) спроса и предло­жения к изменению цены различают затухающие, усиливающиеся и равно­мерные колебания цены.

Рассмотрим подробнее, как в результате затухающих ценовых колебаний устанавливается равновесие. В паутинообразной модели предполагается, что объем спроса ориентируется на фактическую цену то­вара текущего периода. Объемом предложения текущего периода руково­дят ценовые ожидания предшествовавшего периода, основанные на пред­положении, что текущая цена сохранится и в следующем периоде (т.е. объем выпуска текущего периода производители планируют в преды­дущем периоде, исходя из цен, сложившихся на тот период). На рис. 15.3а производители в текущем периоде t0 предлагают товар в объеме Q0 по цене Ро, что ниже равновесных параметров рынка. При цене Р0 наблю­дается дефицит, который толкает цену товара к повышению и она, превы­сив равновесный уровень РE, устанавливается на уровне Р1. Именно эта вы­сокая цена и повлияет на решение производителей увеличить выпуск в сле­дующем периоде до уровня Q1. Однако в следующем периоде t1, объем спро­са, ориентирующегося на цену Р1 окажется меньше предложения. Избыток товара на рынке собьет цену ниже равновесной до уровня Р2 . Однако раз­ница между. РE и P2, как видно из рисунка, меньше, чем между РЕ и Р1 Соответственно, в период t2 объем предложения при цене Р2 снизится до Q2, что несколько ближе к равновесному, чем объем предложения преды­дущего периода. Так, постепенно в результате ценовой и количественной (объемной) подстройки предложение полностью найдет спрос в объеме QE при цене РЕ. На рынке автоматически установится равновесие.

Если же производители сильнее реагируют на изменение цены, чем предъявители спроса (в этом случае кривая предложения более пологая, чем кривая спроса), то цена будет колебаться во времени с нарастающей амплитудой (рис. 15.36 ), т. е. ценовые колебания будут усиливаться и цена будет все больше удаляться от равновесной. Такая ситуация говорит о край­ней нестабильности положения производителей отрасли. Усиление неус­тойчивости рынка теоретически может привести к его разрушению.

Одинаковая чувствительность спроса и предложения к изменению цены (что графически выражается равным по модулю наклоном этих кривых) порождает равномерные колебания (рис. 15.3в), т. е. цена колеблется в оп­ределенном коридоре, не останавливаясь на равновесном значении. Поэто­му соотношение между спросом и предложением выражается либо как из­быток (если цена выше равновесной и движется к верхней границе цено­вого коридора), либо как дефицит товара (при движении цены от равновес­ной к нижней границе ценового коридора).

Исследование паутинообразной модели показывает, что, во-первых, ис­точником ценовых колебаний является запаздывание реакции предложения на изменившийся спрос. Во-вторых, равновесие не всегда может восстанав­ливаться автоматически. Однако на практике ситуация с усиливающимися колебаниями встречается сравнительно редко. В представленной паутинообразной модели не учитывается одно важное обстоятельство: экономичес­кие агенты учатся на своих ошибках. А поэтому при переходе к следующе­му временному периоду они корректируют свои ценовые ожидания и рынок функционирует более или менее устойчиво, особенно в конкурентной среде, не испытывающей нео­жиданных внешних потрясений.

Проблемы установления и устойчивости равновесия мы рассматривали на примере рынка одного товара или отрасли, т. е. говорили о частичном равновесии. Однако в экономической теории существует понятие общего равновесия, т. е. равновесного состояния всей рыночной системы, что в микроэкономике означает одновременное достижение равновесия на всех рынках (на рынках благ и рынках ресурсов),

С помощью модели общего экономического равновесия исследуется вза­имосвязь всех рынков экономической системы. Идеальным проводником информации в условиях совершенной конкуренции является ценовой сиг­нал, распространяющий сведения об изменении рыночной ситуации по всем рынкам. Продвигаясь от рынка к рынку, закодированные в цене све­дения корректируются, вбирая в себя все новые конъюнктурные данные. Преобразованный ценовой сигнал возвращается на рынок первичной ин­формации и оказывает на него уже внешнее воздействие. Такое явление называется эффектом обратной связи. Ценовые сигналы издают и полу­чают все рынки одновременно, следовательно, эффект обратной связи включает в себя многократные отражения и преобразования ценовых сигналов в единицу времени.

© meo2mgimo

Бесплатный конструктор сайтовuCoz